Человек-невидимка

-1
11 сентября 2012
2016 прослушиваний

Требуется обновление Чтобы прослушать подкаст, необходимо обновить либо браузер, либо Flash-плейер.
Встроить
Текстовая версия

В.Кузенкова: Здравствуйте, дорогие друзья! После летних каникул мы снова в строю и начинаем новую серию подкастов «Преодоление». Если честно, то это лето оказалось настолько насыщенным на события, что о нем стоит рассказать отдельно. И я постараюсь это сделать в одном из ближайших выпусков. А пока хочу представить вам гостя сегодняшней нашей программы Александра Монтова. Александр, здравствуйте!

А.Монтов: Здравствуйте!

В.Кузенкова: Я не буду делать долгих предисловий к беседе, скажу лишь, что об Александре я впервые услышала от его друга и коллеги Константина, с которым мы познакомились в небольшой татарской деревне под Екатеринбургом полтора месяца назад. Этот выпуск мы записываем через Skype. Так как наш гость сейчас живет в Cургуте. Надеюсь, что качество связи будет хорошим и у нас получится интересный выпуск. Александр, в 2007 году для вас началась другая жизнь, что произошло и что последовало дальше?

А.Монтов: Ну, что произошло. Я потерял зрение насовсем, совсем и насовсем. А потом я начал снимать кино. Вот, собственно говоря, основная тематика нашей беседы.

В.Кузенкова: Совсем и насовсем, я знаю, вот вы использовали такой термин. Он есть в тотальнике. Что это означает? Какие есть вообще градации? Потому что далеко не все, к счастью, сталкивались с такой проблемой. Поэтому наверно стоит пояснить.

А.Монтов: Ну, «тотальник» это не мой термин. Так вообще называют людей со стопроцентной потерей зрения, вот. Есть разные фазы. Есть терминальная фаза с остаточным процентом ощущения и так далее. В общем, у меня этой остаточной фазы нет.

В.Кузенкова: А что стало самым трудным в новой жизни после того, как все произошло?

А.Монтов: Самым трудным? Да я, честно говоря, даже не могу сказать, что стало самым трудным. Вообще, я как-то довольно, ну может быть опять же в сравнении с другими людьми, своими, так сказать, коллегами по несчастью. Хотя опять же, слово «несчастье» на язык даже не ложится. Ну не чувствую себя несчастным и вообще. Я как-то особо и не переживал что ли. То есть, ну понятно, что некий стресс был и какой-то период адаптации был, и период принятия себя в новом свете тоже был, но не скажу, что я впал в депрессию. Меня не тянуло там к алкоголю или к каким-то асоциальным поступкам, нет. Вообще, когда узнал, что, ну все, скоро свет потухнет, вышел, выкурил сигарету и понял, что передо мной поставлена самим собой новая какая-то задача, которую я должен решать.

В.Кузенкова: И как эта задача дальше решалась? То есть, я просто понимаю, что есть ну какие-то простые вещи там, в смысле быта, чего-то еще. Ну, к чему просто по-новому наверно приходится учиться. То есть, у нас в гостях была Вероника Скугина, очень интересная девушка, которая в десять лет, получилось так, что в аварии потеряла ноги. Она тоже приняла то, что произошло, и дальше научилась очень многим вещам невероятным с обывательской такой точки зрения. И она полностью самостоятельна в быту. Я знаю, что и вы тоже максимально самостоятельны. Другой вопрос, какой ценой это достигается?

А.Монтов: Да я даже не ставил вопрос цены вот. Потому что вопрос цены, он неизменно и параллельно приходит с вопросом самосожаления. То есть, вот тяжело, вот надо, нет на самом деле надо просто не жалеть себя и находить плюсы. В общем-то, мне было интересно по-своему. Ну, вообще у меня просто довольно стрессоустойчивая психика — раз, и такой исследовательский, что ли, познавательный склад ума, и я вот получил некую возможность на себе изучить, как работает мозг, да, как работает там психосоматика, все вот те ресурсы организма скрытые. Как они активизируются, чем инициируются вообще и в какой последовательности. Вот я, наверное, жил в средние века и я вот был из тех алхимиков, которые, изобретая снадобье или яд какой-то, на себе его пробуют. Прожил бы недолго, но весело.

В.Кузенкова: Безусловно, весело. А вот, ну вот эти самые резервы, эти новые способности. Можно о них поподробнее, то есть, какие открытия случились у вас?

А.Монотов: Очень интересно стала работать зрительная память. Я настолько четко начал позиционировать себя в пространстве, ну не скажу, что прям на сто процентов, но вся картинка мира, которая существует в воображении, она синхронизирована с движениями. Знаете, я помню момент, когда я был зрячий, еще в школе учился, может быть или чуть позже. Я увидел передачу какую-то молодежную. Там гостьей была Д. Гурцкая, вот, и я испытал какое-то странное ощущение, что я подловил ее на лжи, когда вдруг она совершенно четко повернулась в сторону стакана с водой, которая стояла рядом с ней на столике. Словно посмотрела на него и раз, так абсолютно четко и точно его взяла, отпила и поставила. Я заподозрил, ага, думаю, так она видит. А теперь я понимаю, что, ну насколько на самом деле это естественно, просто и нормально. Тем более, человек, который раньше видел, синхронизирует там повороты головы и даже глаз в сторону предметов, которые ты видишь в своем воображении, и вот это позиционирование, ну, дальше больше там стало, быстрее как то стало развиваться. Я стал слышать препятствия. Могу сказать, что это происходит как в кино. Что далеко не всегда обычно ловишь себя на том, что это происходит в те моменты, когда у тебя мозг максимально расслаблен, идешь по улице и вдруг шарахаешься в сторону, и уже не удивляешься, как раньше, чего это меня дернуло, потом понимаешь, что ветка была. Руку протянул, пощупал, правда, ветка или там труба какая-нибудь, вот. Объяснить все это сложно, то есть максимальное сравнение, которое мог привести и я привожу его там, в своем первом фильме, это воздух плотнее становится. Ну, вообще считается, что чем раньше человек ослеп, чем в более раннем возрасте, тем сильнее эти способности развиваются. Потому что мозг растет, и количество нейронных связей увеличивается. Соответственно, какие-то альтернативные ресурсы в большей степени задействуются. Взрослому человеку, у которого там все сформировано, ну, сложней перестроиться. Ну, опять же, потом стали происходить такие вещи, как вот не знаю. На лекциях в университете, а я поступил уже слепым взрослым вот и....

В.Кузенкова: А прошу прощения, что перебиваю вас, а что за университет, какой факультет?

А.Монтов: Ну, это педагогический университет, факультет психологии. Вот, и слышишь, допустим, что ручка покатилась, где-нибудь там, на соседней парте и вот одним движением так четко, хоп, поймал ее буквально около пола и, не поворачиваясь, положил девушке. И все, и вот в аудитории воцаряется тишина. Ну, поначалу меня тоже как-то забавляло, удивляло, было интересно, а потом привык. Ну, посуду моешь, и вдруг падает рюмка, ты ее абсолютно четко подхватываешь за ножку, стряхиваешь аккуратно капельки и ставишь на полочку. Так плечами пожмешь сам себе, сам себе улыбнешься, думаешь, от я бэтмен, блин.

В.Кузенкова: Действительно, по-другому и не скажешь, Александр. Ну, у нас такой достаточно в позитивном русле идет разговор, и хотела спросить, а бывали, особенно в начале какие-то курьезные или смешные случаи, пока вы привыкали и окружающие привыкали к вам в новом качестве?

А.Монтов: Да масса, конечно, я вообще первое время развлекался тем, что ездил без очков прям, то есть, вот это вот отличительный символ слепого человека и более того, это некий психологический барьер, как, знаете, скорлупа или раковина. Я долго не мог переломить себя, чтобы одеть их, влезть в эти черные очки, а теперь, когда влез уже и снимать не охота, но тем не менее, первое время я отказывался, не хотел очки и развлекался тем, что допустим, в поездах когда ездил, я мог всю дорогу ехать, общаться с людьми. Я как бы смотрел на них, и они даже не догадывались, что я слепой. И однажды в Новосибирске возле Сургута бабушка пожилая мне говорит, сынок, так ты ж слепой. Я говорю вот те здрасте, бабушка, а как вы догадались, а я папку, у меня с собой папочка была небольшая. Я ее положила на батарею там под столик. И она когда вещи расставляла она ее чуть-чуть передвинула и она заметила то почти неуловимое движение, когда я так вот украдкой руку засунул за папкой а ее там нет. Раз-раз, там чуть пошарил. И ведь бабушки, они очень бдительные люди, даже если одноглазые, как потом выясняется. Вот, и она это движение, в общем, спалила. А я папочку-то отодвинула, а я говорю, молодец вы бабушка, а она говорит, да ниче, у меня у самой один глаз стеклянный, сынок, так что давай держаться вместе, вот так вот. Ну, в общем, много разных....

В.Кузенкова: Бабушка оказалась такая боевая.

А.Монтов: Бабушка хорошая, да я понимаю, что она, наверное, не услышит эту передачу. Может какие-то родственники как-нибудь узнают в нашем интервью и привет передадут, ну всякое может быть . Ну, вообще бывают совершенно разные случаи, можно, в конце концов, взять и не ту девушку под ручку взять и вообще, более того, курьезные случаи начались еще до того, как я ослеп. Тотально, еще лежа в больнице, так получилось, что мы все в нашей палате, мы прозвали ее 911-я гвардейская, почему-то изначально ослеп один глаз. И мы решили организовать партию одноглазых, избрали себе председателя. И когда заканчивалась туалетная бумага, я шел и говорил, товарищ председатель партии одноглазых, разрешите начать заседание. Он отматывал мне рулон бумаги вручал и говорил, разрешаю заседать, и дальше больше. Мы предложили деду, там с нами лежал справный такой дед — спортсмен. Мы думали, что ему лет 60 а ему оказалось что 80. Он всю жизнь в спорте там, гиревик; и мы говорили, дед на тебя бабки там глазом сверкают, ты давай, дерзай. Он говорит: не, меня бабка убьет моя. Мы говорим, ну чего терять, давай тогда вперед, самый глазастый, выходи вон в коридор, а там очень много молодых практиканток-медсестричек, самую красивую как увидишь, ты как-нибудь там семафорь нам. Вот и типо так: старенький уже, плохо видишь, нечаянно ей подножку хоп. А тут вроде как мимо иду я совершенно случайно, и я ее по-гусарски так раз, подхватываю, вроде как и спасаю, а вроде как и прижмусь нежно, вот.

В.Кузенкова: Александр, зная, что вы давно увлекаетесь спортом и продолжаете им заниматься сейчас, какие виды спорта и почему именно они? То есть, как это направление развивается?

А.Монтов: Вообще, я работаю в спорте, занимаюсь пауэрлифтингом, силовое троеборье, вот, занимался им еще зрячим, ну вообще много чем занимался: и единоборствами вот, и борьбой и парашютным спортом. Сейчас, когда ослеп, и надо было где-то найти себя, и применить и как-то устроиться, я нашел себя в спорте, и не только я. У нас в городе есть еще ребята, которые занимаются, например Виталий Телеш, он готовится к Сочинской олимпиаде очень серьезно и результат, в общем-то, показывает, и дай бог. Это наша, так сказать, надежда зимних видов спорта.

В.Кузенкова: Удачи, удачи, что еще только можно пожелать. А я вот помню по фильму «Другие люди», что вы еще и стрельбой занимаетесь, и я так понимаю, продолжаете заниматься?

А.Монтов: Ну, более того, вообще среди слепых даже проводятся соревнования по стрельбе, и есть для полуслепых даже, вот. И тот самый упомянутый Виталий Телеш и будет заниматься. Пока он бегает на лыжах и просто бегает. Вот, есть специальные установки для пулевой стрельбы, и есть, ну наверно в целях экономии боекомплекта, специальные винтовки лазерные, вот. Они просто фиксируют попадание по датчику на звук. Что же касается меня, то я не участвовал в соревнованиях по стрельбе, я этим занимаюсь просто, как ну наверно, как хобби, как чисто мужское такое увлечение. Просто я считаю это нормальным, когда нравится оружие. Ты занимаешься тем, что тебе нравится. Своего рода разрядка может быть такая эмоциональная.

В.Кузенкова: Александр, предлагаю вернуться к началу нашего разговора, потому что там прозвучала тема видео, фильмов, съемки, монтажа и хотелось бы поговорить об этом поподробнее. Когда вы вообще начали заниматься съемкой фильмов и режиссурой?

А.Монтов: Ну, если брать вообще мое увлечение видео и съемкой и монтажом, и спецэффектами как хобби. То, наверное, еще почти со школы. Вот была у меня такая творческая реализация, а периодически это приносило даже какой-то доход, то есть какие-то заказы у меня были, где мне приходилось, ну где я мог совмещать хобби и зарабатывать деньги. В свободное время я делал рекламные ролики какие-то, сам их придумывал. И идеи, способы съемки, и так далее, то есть это своего рода такая режиссура была. А когда ослеп, вот мне стало интересно попробовать сделать это в слепую вот, совместить картинку, которая рождается в голове, с реальностью. И началось-то все это ну как раз таки с очередного ролика, это было своего рода силовое шоу с байкерами. Конечно, все это, ну, по нынешним моим меркам и планкам было довольно просто и даже, наверно, примитивно. И снято и смонтировано, но, по крайней мере, это был такой для меня большой стартовый этап. То есть, я попробовал, и у меня получилось. В общем, снимали с двух камер. Это были обычные бытовые мыльницы, но мне понравилось вслепую руководить процессом, то есть я говорил конкретно, где должны стоять камеры, как должен быть расположен свет, вот. Вот опять же, свет там использовался, чуть ли не мимо проезжающих. Вот то есть люди, которым становилось интересно, что ж там происходит, они подъезжали мы просили подсветить там, где-то галогеновыми лампами, где-то просто фарами. Ну, и выложив в интернет этот ролик, получив какие-то отзывы, отклики. И причем я нигде не анонсировал, что я слепой, ну в кадре просто парень в темных очках и все. Народу понравилось, мне понравилось, что народу понравилось, и я решил продолжать. Потом был фильм «Другие люди». Это...

В.Кузенкова: Да как раз о нем хотела спросить подробнее, то есть, как родилась вообще идея?

А.Монтов: Да как родилась. Наверно это такой способ рассказать с одной стороны о себе, а с другой стороны, на примере себя создать некий собирательный образ таких людей, как я. Может быть, показать, ну то есть, довольно многогранный вопрос. Хотелось и творчески реализовать, да и попробовать сделать то, что, по крайней мере, не делалось вслепую. Снять кино и заявить о себе как-то. Вот в новом ключе, вот он я, вот, и вот так я живу. Или живут такие люди, как я. Вот, привлечь внимание к проблеме, возможно, тоже хотелось и, наверное, показать, как оно на самом деле происходит, потому что тема слепоты, она нередко муссируется там художественным кино, и какой-то интерес у публики она вызывает, вот. Она обрастает легендами, и мы там знаем кучу примеров в виде фильмов «Сорви голова», «Затоичи» и так далее. Вот я попытался отобразить реалию, более того, с помощью спецэффектов мы пытались показать, как в действительности формируется у незрячего человека изображение, картинка. Фильм, как ни странно, с подачи журналистов, везде в интернете начали обзывать документальным. Я с этим категорически не согласен. Фильм, на мой взгляд, художественно-публицистический. Потому что все сцены в нем постановочные. В нем есть много спецэффектов и компьютерной графики. И манера съемки такая life, она тоже используется, как художественный прием в фильмах, начиная там с «Ведьмы (___20:57___)и так далее. Вот, имитирующее любительскую съемку. Поэтому, публицистика — да, художественный — да, но не документальный. То есть, со мной реально никто не ходил с камерой и не снимал, как я живу. Более того, там опять же, используется такие, ну, на мой взгляд, художественные режиссерские приемы. То есть, зритель, который не знаком со мной визуально. Не зная, как я выгляжу. Он только в конце фильма догадывается, что речь шла от моего лица. Потому что практически весь фильм от первого лица, там видны только мои руки, вот.

В.Кузенкова: Да это так. Александр, а как долго шла подготовка этого фильма, и кто помогал в его создании?

А.Монтов: Ну да, не так уж все и долго, на самом деле, очень многие идеи в нем были реализованы — те, что не реализовались ранее. Допустим, музыка группы Хаггард. Я уже задумывался о ее использовании. Если буду снимать что-нибудь художественное, то под такую музыку надо показывать планы города. И планировалась когда-то Москва. И я еще не знал, когда в идеале пригодится, просто ассоциативно он у меня в голове ложился под эту музыку и все вот, может быть парк, люди там, пары, голуби, которых кормят. Вот какая-то такая нарезка и вот она была реализована, ну не в Москве, а в Сургуте в начале фильма и так далее. То есть какие-то фишки, или когда я смотрел того же «Сорви голову», там визуально спецэффекты: показано, как формируются изображения у слепого человека, вот. И, уже будучи незрячим, я понял, какие коррективы я б туда внес, и внес в общем-то. И уже на монтаже я монтажеру говорил прямо, что вот здесь мы используем, переводим в черно-белое изображение, потом в негатив вот, а здесь вот мы используем эффект прожектора, чтобы высвечивать те области, которые распространением звука охватываются. Ну и так далее, вот а...

В.Кузенкова: Я думаю, что вот лучше даже. То есть, в любом случае, в описании программы будет ссылка на этот фильм, и я надеюсь, что наши слушатели смогут просто посмотреть, потому что действительно надо видеть. Ну, вот мы скорее говорим о создании, а все что там будет внутри, наверно, вот стоит прямо познакомиться с самим фильмом.

А.Монтов: Забавно, что я сам его никогда не видел.

В.Кузенкова: Вот сейчас, когда мы разговаривали о съемках, я тоже об этом подумала, и такое очень странное, если честно, рождаются ощущение от этого. Александр, хотела спросить вас еще об одном фильме, над которым недавно завершилась работа. То есть, если «Другие люди» в 2010 году снят, то совсем недавно появился уже, я так понимаю, полнометражный фильм под названием «День». О чем этот фильм?

А.Монтов: Вот здесь, понимаете, если в первом фильме тема слепоты и слепых людей, и вообще мироощущения, даже, наверно, не только слепых людей, была через призму одного человека, то бишь меня, то второй фильм, он уже полнометражный, он художественный, и он об одном дне из жизни трех слепых друзей. Мы все играем там сами себя и события, которые там умещены в один день, они происходили, наверно, на протяжении лет двух, но, тем не менее, он полностью снят по реальным событиям. Мы их просто инсценировали и воспроизводили вот вплоть до мест, где они происходили. В фильме все отображено вот, все это просто имеет художественную подачу и, ну, наверно, фильм о ломке стереотипов, в том числе, как и первый фильм, также ну мне, по крайней мере, хотелось бы на это рассчитывать. Ну и, судя по отзывам, вроде как получается. Потому что фильм уже был представлен на Московском международном кинофестивале. Он получил очень хорошую оценку. И на фестивале Алексея Учителя «Послание к человеку», он будет показан в Питере, но о чем конкретно этот фильм я не то что не могу, я не хочу говорить. Почему, потому что, как и с первым фильмом, я считаю, что каждый там найдет что-то свое для размышления, какую-то пищу...

В.Кузенкова: Прошу прощения, что перебиваю, Александр. Мы сохраним интригу, но тогда вопрос, как и где могут наши слушатели посмотреть этот фильм?

А.Монтов: Значит в Санкт-Петербурге с 22 сентября будут проходить фестиваль «Послание к человеку», кинофестиваль и международный кинофорум, там более 20 площадок будет задействовано. Вроде как ожидается масштабное событие вот, у меня там будут показы. Ну, кто хочет, пусть приходит, посмотрит. А в остальном, ну фильм заявлен пока на фестивали, и я надеюсь в интернет он не попадет. Мне бы это очень не хотелось, потому что в таком случае, ну, год работы наверно просто пропадет зря в этом плане, потому что одно из основных требований на фестивалях, чтобы фильма не было в интернете. А, тем не менее, я вот там почитываю форумы и народ интересуются, где можно скачать экранку, и там на сайте экранка точка ру, там прям написано, что как только фильм где нибудь покажется на экранах, он тут же будет у нас. Ребята, фиг вам, угомонитесь, хочется сказать, ну надеюсь, что этого не произойдет.

В.Кузенкова: Я от себя просто обращусь к тем, кто это делает, что, друзья, вот давайте не будем вредничать на самом деле. Я так понимаю, что есть еще планы на фестивале и, если можно, о них подробнее, потому что хочется, чтобы картина была представлена и достойные, скажем так, заслуженные награды получила.

А.Монтов: Спасибо, вот ребята, да знаете, вы потерпите немножко, я фильм сам в интернет выложу, как было с первым фильмом. Он лежит на сайте рутрекер точка ру. Лично мною туда закачан с дополнительными материалами там, титрами и, в общем, с двд меню. Вот, качайте, смотрите, мне не жалко, поэтому не торопитесь, все будет. А то вы наснимаете паршивых экранок, народ скажет качество фигня. Ну и что, впечатление будет испорчено, вот. Сам отдам, не лезьте поперед батьки. А насчет фестивалей, ну я послал диски в Токио на Токийский международный фестиваль, я решил заявиться на четыре фестиваля статуса А, их всего 12 в мире. Вот среди них Токийский, ММКФ, который уже прошел, Берлинале и Канны. Вот разошлю, я не могу сказать, что я рассчитываю на какой-то прям результат или победу, или приз, то есть как будет, так будет. Мне, наверно, вы знаете, хочется, чтобы фильм прошел, вот это своего рода уже признание. И ведь может случиться так, как случилось уже там в свое время на кинофестивале «Сталкер», и в этом году на Кинотавре, когда от фильма просто отмахнулись и, ну я не могу сказать, что он там супер классно снят технически и т.д. и т.п. В нем, конечно, есть шероховатости, не без этого. Но, насколько я понимаю, на Кинотавре его даже смотреть не стали. Потому что через две недели пришло официальное извещение, что ваш фильм, к сожалению не прошел. Но, на самом деле, я достоверно знал об этом уже на следующий день. И я сильно сомневаюсь, что вся дирекция Кинотавра все бросила и начала смотреть мой фильм, насколько он в формате или не в формате фестиваля. Просто сразу был неформат, вот. И получается так, что у нас вообще тематика там инвалидов вне зависимости от того, считаю я себя таковым до сих пор или не считаю, она не формат, к сожалению, в стране. Но мы будем бодаться, мы будем ломать стереотипы.

В.Кузенкова: Удачи вам в этой борьбе. Я надеюсь очень, что как раз таки на международных таких престижных фестивалях, которые вы назвали, в общем, там все получится.

А.Монтов: Русские не сдаются.

В.Кузенкова: Конечно. Александр, как раз таки к вопросу о «не сдаются», естественно хочется спросить о дальнейших планах. То есть, есть ли уже идеи на новые фильмы?

А.Монтов: Ну, есть уже, даже частично. Да нет, в голове то он почти полностью, сценарий нового фильма. В общем, сейчас я активно работаю над третьим фильмом, и он меня уже затянул настолько, что я боюсь, что со вторым произойдет то, что с первым. Я просто забил на него, махнул рукой. И ведь даже первый фильм, мог как-то поработать, как-то покататься по фестивалям, вот. А я всецело ушел в работу над вторым, и вот такой вот это азарт трудоголический, он меня затянул, и я вот чувствую, что сейчас это происходит с третьим фильмом. Поэтому я прошу всех окружающих бить меня прямо по башке, когда я с головой ухожу в работу. И дергать меня за рукав, и говорить нет, нет второй фильм не забывай. Он еще, с ним еще не все. Ну и я сейчас представлю сценарий Учителю, когда пойду к нему на фестиваль. В общем, у меня сейчас задача найти продюссирование и, в общем-то, реализовать свой проект. Я не знаю, сколько времени на это уйдет там год, два, но я это сделаю. Хочу сразу сказать, что тематика инвалидов или там вообще слепых, неважно, она на втором фильме была закрыта. Все, что я хотел сказать миру от слепых или о слепых, я сказал. Добавить тут больше на самом деле нечего. И третий фильм, это будет психологический триллер по произведению одного английского писателя. Вот так, то есть экранизация.

В.Кузенкова: Вот это да!

А.Монтов: Да, ну там, собственно говоря, все-таки полного соответствия книге не будет. Основная вся сюжетная линия будет сохранена, основные действующие лица в том числе, но место действия, диалоги конечно будут, вот ради того впечатления, которое мне хотелось бы оказать на зрителя, будут изменены. И поступки героев в том числе. Но единственное, что, пожалуй, будет объединять третью работу с двумя первыми, это ломка стереотипов. Такая вот общая тема.

В.Кузенкова: Ну что ж, тогда будем ждать и выхода уже на экраны второго фильма, ну и, конечно же, третьего.

А.Монтов: Спасибо!

В.Кузенкова: Александр, хочу вернуться еще к нескольким моментам, которые меня очень зацепили в фильме «Другие люди». То же, все равно не могу не задать вопрос. Там была такая фраза: «Ты теряешь не только 100% зрения, но и сто процентов друзей». Близко к тексту, ну может там, чуть-чуть я ошибаюсь. Вот за прошедшие годы изменилось что-нибудь? Вот эта фраза соответствует действительности или нет?

А.Монтов: Эта фраза не соответствует действительности. Потому что в фильме есть маленькая, но очень значимая поправка, там звучит: «Потеряв зрение, человек лишается 80% информации, поступающей в мозг, и почти сто процентов друзей». Ну, в общем, кто-то, я думаю лишается и всех ста процентов. Ну, такое происходит, и, вы знаете, это хорошо. Это опять же те самые плюсы, которые надо уметь извлекать. Потому что своего рода, это естественный отбор который покажет, кто на самом деле тебе был другом, кто был близок, а кто, в общем-то, и нет, а я не жалею, то есть на начальном этапе. Когда я начал все ощущать, были переживания, которые безжалостно в себе давил, мне есть на что тратить свои нервные клетки. И, как-то, может быть, даже легче стало, понимаете, то есть вот этого тянущего чувства, какой-то обиды, досады, разочарования ты не испытываешь. Отпустил с миром и все, у них своя жизнь, у тебя — своя. Более того, я больше приобрел, то есть. Ну, старые друзья ушли, а новые появились, и появились, я считаю, люди, которые, ну, наверное, значат для меня сейчас намного больше, чем те друзья, которые были в тот период, когда я был зрячим. Потому что ты взрослеешь, и привязанности тех лет тащить уже тяжеловато, вот. Если вас объединял подъездный период, а вы уже взрослые люди, то, собственно говоря, особо-то и вспомнить нечего, кроме там количества выпитого пива или выкрученных лампочек, вот. А здесь идет уже взаимодействие на уровне каких-то, ну наверно более глубоких тем и интересов, и собственно говоря, уважение по другому уже строится. Это хорошо, это замечательно и классно, и опять же этому я тоже во многом благодарен слепоте.

В.Кузенкова: А просто продолжая эту фразу, опять же, тоже она есть в фильме, «благодаря слепоте», она меня тоже так здорово зацепила. Что еще произошло в вашей жизни благодаря слепоте?

А.Монтов: Вы знаете, вот давайте все-таки, не будем, наверное, раскрывать всю интригу, иначе людям, наверно, может быть, и не интересно будет смотреть фильм «Другие люди». Потому что мы, по сути, просто будем пересказывать. Я, в общем-то, в фильме все это уже рассказал. Может быть, что-то не досказал, иногда какие-то мысли приходят мне в голову. Что-то, может быть, хотелось добавить, но это не существенно, потому что основное я изложил в фильме, там даже больше добавить нечего, я думаю, что я натолкнул людей на мысль, они додумают и разовьют, если им это интересно, если их это впечатлит. Наверное, в фильме я не сказал, что надо быть жестче к себе и добрее к людям. Вот это, наверно, важно. Люди, которые строят из себя таких циничных брутальных и безжалостных. Как правило, очень нередко оказываются слабыми. Сильный человек не боится демонстрировать свои слабости. Однажды мне сказали такую довольно умную фразу, надо просто знать эту грань, и я считаю, что человек должен очень избирательно входить, вот там к своей системе оценки, взаимодействия с внешним миром и самим собой. Вот то, что я считаю слабостью в себе и то, что безжалостно когда-то давил, совершенно не означает, что не может быть у других людей. Или, что это непозволительно. Я, наверное, гораздо больше доброты открыл в мире. Об этом, впрочем, я тоже говорю в фильме вот, когда ослеп и благодаря тому, что ослеп, вот. Потому что, в какой то мере, я вдруг понял, что вот абсолютно передо мной в хорошем смысле все равны. Понимаете, милиционер, бандит, не знаю там, бабушка, ребенок руку из автобуса или при входе в метро вот, которая вдруг подхватывает тебя так бережно под локоть, подают все примерно одинаково, вот. И я поначалу, когда только ослеп, я отказывался от какой-то помощи, потому что это был удар по моей самостоятельности, я сам, и я сам могу, я это знаю. Я вот, ну тактично, но людям отказывал, а потом понял, что я не хочу, и более того, нельзя пресекать в людях доброту. Потому что вот те зерна, которые в них есть, и те ростки, которые пробиваются, ведь это хорошо, что они есть, в то время, как все вокруг твердят, что мир злой, люди как собаки и т.д. Нет, это есть и это надо поддерживать и как то взращивать, вот поэтому я принимаю эту помощь, я благодарю людей и, вот в новом фильме, допустим, есть момент, когда мальчик, просто играя с машинкой, подбегает к одному из нас, вот, как раз к Виталию и предлагает ему помочь, он доводит его до лестницы, сопровождает, помогает подняться по ступенькам, вот. Вот довел и убежал. На самом деле, это совершенно реальная ситуация. Я жил вот на одной из улиц в том году, и я когда подходил к дому, не смотря на то, что прекрасно знаю там все маршруты и в общем, даже бегом пробегу. Но, подходя к дому, там постоянно играла ватага каких-то ребятишек лет наверно по 5-7, и вот они окружали меня и там брали за руки, вели меня к подъезду, кто-то уже мчал, доставал ключики из кармашка, открывал мне двери и придерживал их. И вот я понял, что если я им сейчас откажу в желании помочь мне, я вот на таком раннем этапе возрастном, когда у них еще только формируется понятие «что такое хорошо и что такое плохо». Я вот эти самые ростки задавлю. Я не могу им сказать, что нет ребята, я сам, спасибо, не надо. Я позволял им это делать, и я шел с ними за руку, и благодарил их ну, и спасибо, наверно, их родителям за то, что эти самые ростки в них посеяли. Вот, потом я уже знал, что, скорее всего, я точно их встречу. Я там, в карман насыпал каких-то леденцов, раздавал им. Ну, тем не менее, вот так. И я считаю, что вот эта доброта, она эти ростки, они всходы дадут ну лет через 15, 20, 10, как угодно, вот. И это, опять же ж, тоже благодаря моей слепоте. То есть, очень много хороших, позитивных открытий. Были и негативные, несомненно, но это тоже плюс вот, потому что ...

В.Кузенкова: Становишься сильнее.

А.Монтов: Ну, разумеется, по крайней мере не то, что становишься сильнее, ты можешь кого-то предупредить, кого-то научить, как с тем же Виталлием. Когда он только ослеп, он самый младший в нашей тройке. У нас был с ним разговор, как-то мы сидели с ним в кафе, и я ему сказал: «Виталий будь готов, потому что не только добро, но и негатив ты будешь испытывать. И это тоже хорошо, просто надо быть сильнее этих ситуаций и не растрачиваться на них». И он сказал, да ладно, какой негатив, по сути, посмотри мы сидим, мы калеки. Ну, тогда в нем это все еще было актуально, болезненно и поэтому звучали такие определения типа калеки там и т.д. и т.п. И кто нас тронет. Я говорю, ты знаешь, найдутся. И действительно, конечно, в любом обществе найдутся какие-то антиподы, то есть, как их не искореняй, они все равно будут. И, буквально там спустя несколько дней происходит такая ситуация, которая наглядно иллюстрирует правоту моих слов. Он просто молча это все принял, очень сильно удивился. Мы стояли в очереди за шашлыком, в общем-то, в речпорту, позднее время было около 12 ночи, то есть и очереди как таковой не было. И нам просто попались там, перед нами стояла парочка подвыпившая. И вот один из них, ну был в изрядном подпитии, и он постоянно выпендривался, и вот, что-то он доказывал, что он там получил лицензию охранника, что у него пистолет есть, и в общем, я слепых застрелю. Я про себя улыбнулся и думаю, ну вот тебе, Виталий, пример какой хороший, то есть наглядно иллюстрирующий, что тот же алкоголик, он ведь, если человек по складу имеет эту гнильцу. Он все свои морально нравственные надстройки сводит на нет, и остается вот эта в чистом виде гнильца, которая вылазит наружу. Я начал интересоваться, кого это ты уважаемый там застрелить то хочешь, ну и хотелось бы ответить, как Шариков, у самих револьверы найдутся вот, и тот же Виталий, который кандидат в мастера спорта по спортивной стрельбе был еще зрячим, сам лихо нашпигует его пустую голову в принципе при желании. Хоть снежками, и не промахнется, но зачем. Ситуация была решена, а Виталий, да и я, наверное тоже, получили очень наглядный жизненный пример. Вот и, собственно говоря, это тоже хорошо, да. Это по-своему такая лакмусовая бумажка.

В.Кузенкова: Безусловно. Александр, хочу все-таки с такой не простой темы, которую мы сейчас затронули, снова перейти к позитиву. О чем вы мечтаете, чего вы хотите достичь в жизни?

А.Монтов: Я-то?

В.Кузенкова: Ага.

А.Монтов: Да мне вот было б лет 17, я бы еще чего-нибудь рассказал о своих мечтаниях. А сейчас, наверное, такое понятие, как мечты у меня уже может быть и не существует вот, ну в таком романтическом представлении. Есть целеполагание какое-то по жизни, есть задачи и более приоритетные, менее приоритетные, к которым надо стремится, которые надо реализовывать. Конечно, мне охота снять третий фильм, мне там охота новых достижений в спорте ну и т.д. и т.п. Я в общем-то, опять же еще в первом фильме, заканчивал фильм таким вот подитоживанием о том, что человек хочет, о чем мечтает, о чем желает. Я думаю, пусть наш слушатель посмотрит или послушает и сделает какие-то свои выводы. Надо сказать, что та версия фильма «Другие люди», которая лежит на Рутреке, которая с ДВД меню полная, там есть аудио версия сценария для слепых. Там что-то типа аудиокниги мы сделали. Поэтому и просто посмотреть, а еще и послушать можно вот.

В.Кузенкова: Здорово! Александр, в программе «Преодоление» уже сложилась традиция: я всегда прошу наших гостей дать совет слушателям, которые оказались в трудной ситуации. Прошу поделиться рецептом вашего преодоления, буквально несколько слов.

А.Монтов: Самое главное — не жалеть себя. Огромное количество проблем в таких ситуациях рождается из чувства самосожаления. Вот, я бедный, почему со мной так друзья, почему мне так тяжело и вообще. Главное так же не озлобляться. Хотя вы знаете. Это тоже результат самосожаления, я бедный все вокруг плохие, возникает озлобленность, просто не жалеть себя и научиться извлекать плюс из любой ситуации.

В.Кузенкова: Александр, если вот в наших вопросах, в нашей беседе не прозвучало что-то важное, о чем вам еще хотелось бы сказать. У нас есть еще несколько минут, и я с радостью предоставлю вам микрофон для этих слов.

А.Монтов: А где микрофон? Не вижу. Ну, на самом деле, мне наверно больше нечего добавить, а если бы были какие-то конкретные вопросы, я бы ответил, а так, вы знаете, вот я что скажу. Может быть не я не сказал что-то важное, а что то важное захотят спросить ваши слушатели, поэтому я отвечу всем, я доступен «В контакте», собственно говоря, Александр Монтов, город Сургут, я тут один такой, вот поэтому пишите, с удовольствием будем общаться и буду рад.

В.Кузенкова: Александр, я думаю, что вы не только в Сургуте один такой, честное слово. Поэтому обязательно просто дадим ссылочку в описании программы, чтобы найти было проще всем, кто захочет с вами пообщаться. Я хочу вам сказать огромное спасибо за участие в подкасте.

А.Монтов: Вам спасибо!

В.Кузенкова: Пожелать вам сил, терпения, ярких амбициозных целей и, конечно же, чтобы третий, четвертый, десятый фильм мы увидели в обозримом будущем.

А.Монтов: Спасибо! Силы потребуются да, у меня соревнования скоро. А Люк Бессон обещал после десятого фильма ничего не снимать, ибо истинные режиссеры должны снять только 10 фильмов как он сказал. И он клепает уже 16-й, да ладно.

В.Кузенкова: Я думаю, что ему это простительно и, собственно, вам тоже.

А.Монтов: Мне, ну у меня только третий в перспективе, но спасибо за поддержку, я был очень рад на самом деле с вами побеседовать. Всем слушателям привет!

В.Кузенкова: Спасибо! И в завершение, дорогие слушатели, вот мне кажется, что сейчас какие-то слова еще излишни. Единственное, что хочется добавить, что смотрите фильмы и, конечно же, верьте, что возможно все, если этого очень хотеть и к этому стремится. С вами была Вероника Кузенкова, до встречи на подстере!

Ширина

Новый сезон подкастов «Преодоление» мы начинаем с удивительной истории. В гостях этого выпуска — Александр Монтов, спортсмен, актер, автор сценариев и режиссер фильмов «Другие люди», «День». В нашем представлении героя не хватает только одной детали... которая кардинально меняет картину. В 2007 году Александр полностью ослеп. Но это не помешало нашему гостю снять фильмы, которые уже покоряют международные кинофестивали...

В этом подкасте:

— Потеря зрения и начало новой жизни.
— Почему не должно быть места для жалости к себе?
— Спорт, стрельба и другие мужские увлечения.
— Почему наступает тишина в аудитории, когда точным движением ловится падающая ручка?
— Фильмы «Другие люди» и «День». От идеи и замысла до воплощения.
— Что произошло в жизни благодаря слепоте?
— О доброте.

Фильм Александра Монтова «Другие люди».

Александр Монтов Вконтакте.

Выпуски

Комментарии